Автоперевозчики России и Польши терпят убытки и ждут согласования квот

image description
Движение польских грузовиков через границу РФ и Польши остановлено, российских перевозчиков не пропускают на территорию Польши. Минтранс РФ отмечает, что Польша отказалась давать России конкретные предложения по обмену разрешениями на 2016 год на автоперевозки между странами
02 февраля 2016 в 15:33

Российские автоперевозчики не могут вернуться в Россию через Польшу, а польские не могут проехать транзитом через РФ — такая ситуация сложилась из-за отсутствия новых договоренностей по определению квот и выдаче разрешений на автоперевозки между Россией и Польшей и в третьи страны. Автоперевозчики терпят убытки и ждут, когда транспортные ведомства двух стран согласуют квоты. Российский Минтранс рассчитывает договориться с польской стороной в течение нескольких дней.

Движение остановлено

В понедельник движение польских грузовиков через границу РФ и Польши остановилось, как сообщает польское радио ZET. С полуночи на пограничных пунктах в Калининградской области, где пересекали границу польские грузовики, нет ни польских, ни российских большегрузов. В воскресенье границу пересекли в обе стороны около 100 грузовиков.

"Калининградская область небольшая, ее можно пересечь за несколько часов. Похоже, польские водители успели вернуться в Польшу до полуночи", — заявил представитель таможенной службы в Ольштыне Рышард Худы. По его словам, если российские перевозчики попробуют пересечь границу, их также не пропустят на территорию Польши.

Минтранс РФ еще в прошлый четверг сообщил об угрозе прекращения автоперевозок между РФ и Польшей. Как отметило министерство, Польша отказалась давать России конкретные предложения по обмену разрешениями на 2016 год на автоперевозки между странами.

Председатель комитета Калининградской торгово-промышленной палаты по транспорту Леонид Степанюк рассказал, что перевозчики знали о возможных сложностях в переговорном процессе еще в середине прошлой недели, поэтому в субботу и воскресенье транспортные компании выпустили максимальное количество машин, чтобы выполнить свои обязательства. В настоящее время незадействованные большегрузы стоят в гаражах предприятий, владельцы которых ожидают решения.

По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, российские транспортные средства, следующие из европейских стран через Польшу, могут выехать с территории Польши до 15 февраля по разрешениям 2015 года, если они въехали на польскую территорию не позднее 31 января.

Перевозчики терпят убытки

Калининградские грузоперевозчики оказались в ловушке из-за нерешенной ситуации по вопросам автоперевозок между Россией и Польшей в третьи страны. Леонид Степанюк полагает, что последствия для самого западного российского региона, не имеющего общих границ с остальной территорией страны, могут быть гораздо серьезнее, чем для остальных российских перевозчиков, транспортных компаний, грузовладельцев и грузоперевозчиков.

"То, что нас, Калининград, опять не выделяют в отдельный раздел переговоров и не учитывают нашу особенность, наверное, это тоже неправильно. Потери для Калининграда будут троекратно выше, чем для остальных грузоперевозчиков или грузовладельцев России. Быстро переориентироваться не получится, будут потери", — пояснил Степанюк.

По его словам, перевозчики уже отправили письмо в Минтранс РФ, региональное правительство с просьбой при решении вопроса с разрешением учитывать так называемый "калининградский фактор".

"В Калининград иностранцы не хотят ехать ввиду того, что плечо короткое, маржа очень низкая. Для нас другой вопрос – нам нужно исполнять перевозки для Калининграда, 70 тысяч в прошлом году сделано, процент перевозок Калининградской области относительно всех российских очень существенен – 30% по обмену с Польшей", — добавил Степанюк.

Минтранс планирует договориться

Минтранс России рассчитывает договориться с Польшей по вопросам автоперевозок в течение нескольких дней, сообщил в понедельник журналистам замминистра транспорта Николай Асаул. Он рассказал, что польская сторона на первой встрече потребовала увеличить число разрешений для своих автоперевозчиков на перевозки грузов в третьи страны более чем в два раза – до 100 тысяч.

"У нас было 45 тысяч годовых разрешений для перевозки грузов в третьи страны. Поляки на первой встрече потребовали 100 тысяч разрешений… Это полная перекройка рынка. Так просто неприлично себя вести", — отметил Асаул.

Он пояснил, что увеличить число разрешений в два раза — это значит уменьшить эту долю у российских перевозчиков. "Это значит, что половина наших перевозчиков, тысячи машин остались бы без работы… Конечно, мы взяли паузу и заявили свою готовность к обсуждению размера квот, но польская сторона посчитала, что они смогут путем шантажа и ультиматума добиться своего", — отметил замминистра.

Асаул рассказал, что рынок автоперевозок составляет существенную часть экономики Польши и польские перевозчики убеждают правительство страны как можно скорее достигнуть согласия и возобновить перевозки, и выразил надежду, что "здравый смысл и интересы бизнеса возобладают над чиновничьими представлениями".

Польша хочет гарантий

Польша хочет получить от РФ гарантию доступа польского транспорта и товаров на российский рынок, заявил вице-министр инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит. По его словам, условия автоперевозок между РФ и Польшей, в том числе транзит в третьи страны, регулируются международным договором 1996 года, и польская сторона не согласна с изменениями, "внесенными в него в декабре россиянами, касающимися перевозок в третьи страны, а также польских товаров". Минтранс РФ ранее сообщал, что требования российского законодательства, вступившие в силу с 2016 года, направлены на упорядочение контроля российских разрешений на автоперевозки грузов в отношении третьих стран и призваны сделать конкуренцию среди автомобильных перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг честной и прозрачной.

"Мы хотим получить от России гарантию того, что изменения, которые односторонне были приняты российской стороной, касающиеся контроля транспорта и регулирования, не затруднят доступ польского транспорта и товаров на российский рынок. Так, чтобы это не было очередной санкцией для Польши", — сказал вице-министр польскому информационному агентству PAP.

"Мы ожидаем, что российские эксперты выразят готовность подписать протокол, в котором будет указано, что практика автоперевозок будет проходить согласно договору 1996 года и не будет никаких ограничений для доступа польских перевозчиков на российский рынок", — отметил он.

Может пострадать Сербия

Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксения Бурданова указала, что большая часть товаров из Польши попала под российское продовольственное эмбарго еще в 2014 году, их доля в ассортименте отечественных сетей сегодня незначительна, однако через польскую границу идут грузы из Сербии.

В крупном российском ритейлере "Дикси" также сообщили, что компания осуществляет транзитные перевозки овощей и фруктов из Сербии через Польшу. "В случае введения запрета сеть будет вынуждена перестроить маршруты доставки, что повлечет за собой удлинение логистического плеча", — сказали в "Дикси".

"Доля товаров, производимых в Польше, в ассортименте незначительна, так как на их поставку введено эмбарго. При этом возникли трудности с переездом польской границы для транспорта с продукцией из Сербии", — подтверждает представитель другой торговой сети.


 

Источник: РИА Новости

Комментарии