Алгоритм взаимодействия информационных систем

image description
Ведущий инженер НТ ИВЦ ЗАО «ТАМГА» Виталий Семенов рассказывает о принципах работы информационных систем таможенных органов, особенностях их взаимодействия с информационными системами декларантов. Наш эксперт ответит на часто задаваемые вопросы и поможет с решением наиболее распространенных проблем.
05 февраля 2016 в 21:52

Таможенная служба России справедливо считается одной из наиболее технологически развитых в системе государственных органов РФ. Оптимизации совершаемых таможенных процедур уделяется огромное внимание на всех уровнях таможенной службы и деловых кругов.

Сегодня ФТС России ускоренными темпами развивает технологии электронного представления сведений, автоматической регистрации деклараций, удаленного выпуска, электронного декларирования таможенного транзита и т.д. Для упрощения этих процедур используется сложный комплекс программного обеспечения. Интерфейсы информационных систем разработаны таким образом, чтобы они были максимально понятны для сотрудников таможенных органов и декларантов, и одновременно были бы просты в использовании. Однако при использовании информационных систем могут возникнуть некоторые трудности, разобраться в которых достаточно быстро (а, именно это, необходимо бизнесу для сокращения своих издержек) бывает непросто. И вот тут то и нужна помощь профессиональных консультантов, способных за достаточно короткий срок разобраться в ситуации и восстановить нарушенный бизнес-процесс таможенного оформления. О подобных случаях, а также о принципах взаимодействия информационных систем таможенных органов с различными IT-процессами расскажет Виталий Семенов, ведущий инженер НТ ИВЦ ЗАО «ТАМГА».

ЗАО «ТАМГА» сегодня является одним из лидеров в области разработки программного обеспечения для таможенных органов. В багаже проектов ЗАО «ТАМГА» также имеются и работы в интересах Евразийской экономической комиссии, в том числе и недавний проект по авторегистрации и автовыпуску.

- Виталий Семенов. Существует четко определенная последовательность действий для подачи декларантом сообщений при помощи электронной информационной системы. Такая последовательность действий есть и в любой традиционной системе документооборота. Мы все еще помним, что оформляя какие-либо документы, мы должны эти самые документы подготовить, распечатать, поставить на них печать, привезти в таможенный орган, отдать инспектору, который должен проверить комплектность подаваемых документов и т. д. И если на каком-то этапе подготовки или проверки этих сведений будет допущена ошибка, то процедуру придется повторить или начать сначала. Точно так же обстоят дела в и процессе электронного представления сведений. Незнание таких алгоритмов взаимодействия в электронной форме часто приводит к ошибкам и сбоям. И тут важно понимать, что возникающие сбои еще не говорят о том, что не работает сама система. Часто при разборе конкретных ситуаций выясняется что, декларант делает что-то неправильно от простого непонимания логики работы IT-системы.

Современное программное обеспечение таможенных органов, также как и программное обеспечение декларантских систем сформировано таким образом, что просто не даст совершить неправильные действия, хотя, как известно, при большом «желании» возможно и не такое.  Но чтобы исключить необязательные ошибки, желательно разобраться, как все работает. Для этого лучше всего посмотреть на процесс со стороны и понять логику работы таких систем.

Начнем с главного. Весь процесс электронного декларирования можно разделить на несколько основных сегментов:

1) Открытие процедуры;

2) Подача документов и сведений;

3) Документальный контроль;

4) Фактический контроль

5) Выпуск

В течении всего процесса могут быть допущены ошибки или произойти системные сбои. Попробуем разобраться поэтапно с некоторыми из таких проблем. Начнем с открытия процедуры.

Открытие процедуры декларирования представляет собой, своего рода, заявление о намерении совершить некую таможенную операцию в системе таможенного оформления. То есть, это еще не подача документов, а это уведомление. В этот момент система таможенного оформления дает ответ, что уведомление принято, и присваивает процедуре идентификационный системный номер. Далее весь процесс оформления связан с этим системным номером. Этот номер доступен декларанту, но в явном виде программное обеспечение не показывает его во всех процедурах. Идентификационный номер можно получить по специальному запросу в системе. Этот номер выглядит, например, так: 27587D2E-ED79-46AC-BC15-AB8FE0A91351 и при правильном оформлении процедуры декларанту он просто не требуется. Но при возникновении каких-либо проблем его лучше держать под рукой, так как службам техподдержки проще искать и выявлять неполадки именно по нему. Еще рекомендуется знать код таможенного органа, а также коды регионального таможенного управления или таможни непосредственного подчинения.  Другой номер, по которому можно отслеживать состояние процедуры - это номер таможенной декларации, но он присваивается не сразу, в отличие от идентификационного системного номера, и поэтому не всегда определяется системой.

На момент открытия процедуры декларирования все процессы происходят на уровне регионального таможенного управления, и непосредственно таможенный инспектор еще об этой процедуре ничего не знает, поэтому до того, как отправлен первичный набор документов для оформления декларации на товар, звонить инспектору и что-то выяснять не имеет смысла. Только после того, как декларантом отправлен первичный набор документов, информация поступает в соответствующее таможенное управление. Сообщения через автоматизированную систему внешнего доступа (АСВД) поступают в Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ), где происходит их первоначальная обработка, а также определяется, для какого регионального таможенного управления данное сообщение предназначено. В последующем это сообщение передается в это управление где и происходит его обработка. Это важно понимать при возникновении конфликтных или внештатных ситуаций и возможных способах их решения.

Таким образом, после того, как в таможенном управлении была открыта процедура декларирования, получен первичный пакет документов, данное сообщение передается непосредственно на таможенный пост, который должен осуществлять таможенное оформление подаваемой на товар декларации. И как только это сообщение поступает на таможенный пост, информационная система таможенного поста обрабатывает его и, если все сделано правильно, автоматически формирует сообщение с кодом CMN.11072 и отправляет его декларанту. Получив такое сообщение, декларант уже знает, что его сообщение доставлено на таможенный пост, и только с этого момента оно доступно таможенному инспектору для обработки. Таким образом, только с момента получения декларантом данного сообщения можно начинать отсчет установленных законодательством двух часов, отведенных на принятие таможенным инспектором решения (в данном случае, это регистрация или отказ в регистрации) по поданной декларации.

В следующем выпуске мы рассмотрим пример не очевидной ошибки, которая допускается декларантом на стадии подачи заявки и может существенно замедлить процесс декларирования. Речь пойдет о просроченной электронной подписи.  

Источник: Журнал "Таможня&Бизнес.Ревью"

Комментарии