20 лет спустя

image description
Группа предприятий «ТАМГА» в мае 2010 года отметила двадцать лет с момента начала своей деятельности
12 мая 2015 в 13:40

За эти годы авторитет предприятий группы в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности – как одного из лидеров в данной сфере, был неоспоримым. Через «школу» «ТАМГИ» прошли многие специалисты по таможенному оформлению, работающие в брокерских компаниях Ростовской области и региона, а также некоторые сотрудники таможенных органов Ростова и Таганрога. О том, как проходило становление группы, рассказывает ее основатель и генеральный директор управляющей компании ЗАО «ТАМГА» Валерий Болюченко.

Начало свое деятельности группа отсчитывает с 16 мая 1990 года, т.е. с момента моего перехода из Ростовской таможни на работу в Северо-Кавказское бюро ВВО «Внештерминалкомплекс» при ГУГТК СССР. На протяжении этих двадцати лет мы все время стараемся быть на передовых позициях, и пока нам это удается. Начиная с таможни, где я был первым сотрудником, поступившим на службу, и сейчас мы стараемся принимать участие в экспериментах, как в сфере таможенного дела, так и в других отраслях. Так, например, мы первыми в нашем регионе в 2001 году, а потом и в стране внедрили в таможенных органах автоматизированную информационную систему «АИСТ-М». Именно эта система сейчас является базовой в российской таможне. Мы были первыми, кто приступил к разработке для российской таможенной службы автоматизированной информационной системы управления рисками.

В зоне деятельности Южного таможенного управления мы первыми не только внедрили систему электронного декларирования, но и первыми оформили электронную декларацию, а впоследствии и первую электронную декларацию, поданную через Интернет. Нам посчастливилось быть в передовиках в нашем регионе и при создании специализированного журнала о таможенном деле – «Таможня&Бизнес. Ревью». Теперь этот журнал, отметивший уже свое 6-летие, читают не только на юге России, но и в Сибири, на Дальнем Востоке, а со следующего года и в Северо-Западном регионе.    

ЗАО «ТАМГА-лизинг» была первой лизинговой компанией, которая получила лицензию на этот вид деятельности в рамках нашего региона. Впоследствии, правда, мы отказались временно от этого бизнеса. Нам также удалось еще в 1992 году впервые предложить таможенной службе использовать в качестве не только информационного носителя, но и платежной системы, специализированные пластиковые карты с «чипом». Эта работа велась тогда в тесном содружестве с ростовским банком «Прогресс-2000». Сегодня эта схема работы достаточно востребована, как многими участниками ВЭД, так и таможенными брокерами (представителями). И это только малая толика наших достижений, которыми мы гордимся.

Однако и сегодня в «закромах» наших сотрудников хранятся новые разработки, которые лет на десять опережают сегодняшние технологии. Надеюсь, что эти технологии и бурно развивающаяся техника, позволят внедрить их гораздо быстрее, чем они устареют.

Как удается все это удержать на плаву, ведь Ваша группа практически прошла, по сути, «огонь, воду и медные трубы»?

Да, нам действительно за эти годы пришлось пережить многое – это и дефолт 1998 года, кризис 2000 и 2009 годов, банкротство «Инкомбанка» и «Южного торгового банка», с которыми мы не только плотно работали, но и дружили; введение четырех таможенных кодексов и многое другое. И только благодаря тому, что почти 75% наших сотрудников остались верны «ТАМГЕ», а также благодаря тому, что у многих из них несколько высших образований, мы смогли не только выстоять, но и смотреть с оптимизмом в будущее.

И каковы же эти перспективы? Что Вы ждете от будущего?

Сегодня мы, как и в романе Александра Дюма «Двадцать лет спустя», вновь строим новые планы. За годы нашей деятельности мы не только стали мудрее, но и поняли, что замыкаться на одном направлении бизнеса нельзя. Ну и, кроме того, пришедшая к нам молодежь не дает «старикам» засиживаться. А это, прежде всего, значит то, что 24 часа в сутки необходимо быть в постоянном тонусе.

Мы с большим оптимизмом ждем начала 2011 года, именно с этого момента вступит в силу закон «О таможенном регулировании», который во многих вопросах расставит все на свои места.

С 2011 года в структуре группы предприятий «ТАМГА» будет работать несколько новых компании. Прежде всего, это ЗАО «ТАМГА-логистик», которое создается для осуществления деятельности в качестве таможенного представителя. Из анализа названия компании уже можно сделать предварительный вывод о том, чем она будет заниматься. И мы действительно будем делать ставку не только на таможенную очистку, а прежде всего на комплексность подхода к внешнеторговой сделке наших клиентов. Как и в прошлые годы, ставка будет сделана также и на финансовую направленность и современные технологии. Для этого мы уже провели ряд переговоров, как с региональными, так и с несколькими крупными московскими банками.

За свой многолетний период работы в качестве таможенного брокера мы перечисли в федеральный бюджет налогов и таможенных платежей на сумму более 5 млрд рублей, было оформлено более 50 тыс. грузовых таможенных деклараций. В былые годы мы обеспечивали до 1/8 всех таможенных платежей в ЮФО.

Еще одним нашим новым проектом является создание крупного таможенного склада в пос. Янтарный Аксайского района. Вы уже писали об этом проекте не так давно. Предполагается строительство высотного здания – 54 метра высотой, объединяющего в себе как офисные помещения – около 18 тыс. кв.м, так и современные складские помещения – около 35 тыс. кв.м.

Сегодня как в России, так и в нашем регионе, практически нет высококлассных  складских комплексов категории «А». Управлять этим таможенным складом будет наша компания – «Международный торговый центр – ТАМГА».    

Другим нашим новым проектом, непосредственно связанным с деятельностью таможенного склада и логистикой, будет «Евразийский торговый дом – ТАМГА». Существенным отличием этого проекта от ранее действовавшего у нас «Торгового дома» является его масштабность. В проекте будут задействованы как современные информационные технологии, так и уникальные финансовые механизмы. В качестве наших партнеров и акционеров выступают известные московские компании. В настоящее время уже проводятся переговоры с турецкими, китайскими и европейскими компаниями о поставках товаров.

В самом начале нашего разговора я уже говорил о том, что мы не хотим концентрировать свой бизнес на одном направлении, и поэтому новым для нас проектом является тема переработки бытовых отходов и энергетика. Тема эта хотя и вроде бы далека от внешнеэкономической деятельности, но она близка мне, так как и в аспирантуре, и потом уже в «ТАМГЕ» я пытался ей заниматься, ведь по образованию я инженер-электромеханик. Этот вид деятельности позволяет не только участвовать в крупном инженерном проекте, но и создать что-то реальное для нашей области. Сейчас мы находимся в стадии обсуждения с нашими партнерами технологических и финансовых вопросов. В качестве одного из них у нас выступает крупный венгерский энергетический концерн, а осуществлять его будет наша компания «ТАМГА-инжениринг». Так что работы хватит!

Но ведь под все это необходимо иметь профессионалов? Как будет решаться кадровая составляющая?

Действительно, разработка новых проектов потребует привлечения большого числа новых сотрудников. Учитывая, что все эти проекты вопрос не одного дня, будем искать профессионалов и готовить молодёжь. Общая численность потенциальных работников по всем этим проектам достигает почти 200 – 300 человек. Мы уже сегодня испытываем кадровый «голод» по некоторым нашим действующим бизнес-проектам. Так, например, в нашей головной организации ЗАО «ТАМГА» не хватает специалистов, знающих таможенное дело и владеющих навыками информационных технологий. Аналогичная ситуация и у нашего информационного оператора ЗАО «ЦИТиИ». С внедрением электронного декларирования к концу года многие участники ВЭД стали массово переходит на эту прогрессивную технологию. Ожидается, что в 2011 году почти 70-90 процентов таможенных деклараций будет подаваться в таможенные органы через Интернет. Кроме того, как Европа, так и многие страны СНГ, в том числе и Россия, переходят на обязательный принцип подачи предварительной информации в таможню. Это существенно сокращает время таможенного оформления товарных потоков. Мы же, как информационный оператор, обязаны всю эту «лавину» информационного массива обработать и передать в ФТС России. Это колоссальная нагрузка и ответственность. И если учитывать, что 15 декабря мы представляем наш новый проект по работе с предварительной информацией в Киеве, то можно себе представить, сколько людей для этого нам уже нужно сегодня.

Но ведь для всего этого нужны большие офисные площади? Как решается эта проблема?

В настоящий момент мы ведем реконструкцию своего административного здания. Подготовлена вся необходимая в этих случаях техдокументация. Предполагается, что это будет четырехэтажное здание с общей площадью более 1000 кв.м, в котором мы сможем разместить весь свой персонал. Реконструкцию здания мы планируем завершить к концу 2012 года.

По всей видимости, и ЗАО «Центр информационных технологий и инноваций» будет в этом же здании?

Да, это предприятие будет также располагаться в этом здании. Роль этого предприятия - быть не только информационным таможенным оператором, но и фактически мини-ИВЦ и провайдером для предприятий группы. В новом здании мы планируем для этого смонтировать современные сети и самое совершенное оборудование. Без этого продвигать современные информационные технологии сегодня уже нельзя.

Кроме того, ведь мы сохраняем и свои старые направления деятельности в рамках НТ ИВЦ ЗАО «ТАМГА». Руководитель данного направления - Светлана Близнюк уже давно в России считается одним из «могиканов» IT-технологий в сфере таможенного дела. Ее подразделение вместе с нашими партнерами из Санкт-Петербурга и Калининграда обеспечивают, практически круглосуточное дежурство в стране, сопровождая программные средства таможенной службы в регионах. Поистине - это адский труд. Вот почему мы еще и поэтому решили произвести реконструкцию своего здания - для создания нормальных условий сотрудникам, в том числе и этого направления. Видимо поэтому, признавая наши заслуги в этом сегменте деятельности, Южное таможенное управление вручило нам в этом году в рамках проведения Конкурса лидеров внешнеэкономической деятельности диплом «Таможенный Олимп - Юг» в номинации «Лучший таможенный интегратор Юга России». А в конце ноября этого года мы продолжили эту традицию и были приглашены для участия в VII Международной выставке «InfoSecurity Russia. StorageExpo.Documation2010», где мы представляли свои разработки на стенде ГНИВЦ ФТС России и были удостоены диплома.

Но ведь это не единственные Ваши достижения? Ведь Вам удалось, как в прошлом году, так и в этом, «пробить» несколько поправок в Таможенный Кодекс Таможенного Союза и проект закона «О таможенном регулировании»?

Да, действительно, в рамках работы в Экспертном Совете Комитета по бюджету и налогам ГД РФ нам удалось достичь определенных успехов в редактировании законопроектов. Но уже в следующем году опять предстоит готовить поправки в эти законы, так как все понимали, что эти два документа необходимо постоянно модернизировать, в том числе и под условия Единого экономического пространства.

Так что предстоит новая большая работа, и я надеюсь, что группа предприятий «ТАМГА» достойно войдет в очередное свое 20-ти летие.

Беседу вела Оксана Лавренко 

Комментарии